Home / Биография Поля Гогена. Бретонский период.

Биография Поля Гогена. Бретонский период.

22Внимание критиков, увидевших в работах Гогена, показанных на 8-й Выставке импрессионистов черты индивидуальности, было лестным для художника, но не избавило от материальных проблем, а также не разрешило его окончательных сомнений, касавшихся дальнейшего творческого развития.

Определив сына в частный пансионат, он покидает столицу, на проживание в которой не хватает средств, и отправляется на северо-запад, в Порт-Авен, небольшой город в Бретани – место, где собирались талантливые, но стесненные в финансах художники. Именно здесь происходит кардинальное изменение, не только в творческом стиле художника, но и в его подходах к искусству: буквально за год он раскрепощается, становится уверенным в себе и в своих способностях к живописи, девается подражательная манера, уступив место безыскусственности и гениальной простоте. «След» Писсарро исчезает, и если очень скрупулезно исследовать работы, созданные в Бретонский период, то весьма условно можно выделить только влияние Дега («Дама с хризантемами») и Сезана.

В конце 1886 года, несколько «разбогатевший», но подорвавший здоровье Гоген, появляется в Париже, где тратит появившиеся деньги на лечение от ревматизма.

Следующий год для художника ознаменован очередным творческим открытием, связанным со сменой жанра и отказом от импрессионистических подходов, предполагавших разложение тонов. Посетив Мартинику, Гоген увидел иной, невиданный доселе райский уголок, освещенный сказочными лучами, придающими предметам четкие очертания. Теперь тона упрощаются, и появляется стиль, который будет прослеживаться в его дальнейшем творчестве. Особо выделяют в этот период две работы – «Ферма на Мартинике» и «Мартиникская пастораль».

Осенью 1887 года он возвращается в Париж, где продает 3 картины из 12, созданных на экзотическом острове, и уже в средине зимы опять появляется в Бретани. Теперь он в Порт-Авене на правах «предводителя» импрессионистов, но развивает свою новую технику – клуазонизм, или «японизм», термин, придуманный Ван Гогом. Композиция «Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом», наиболее ярко демонстрирует новый жанр. Элементы японской живописи все же переосмыслены художником по-своему, и он называет свое направление синтетизмом. К сожалению, новизна воспринимается только узким кругом живописцев.

В 1888 году происходит крайне неприятное событие, связанное с посещением им Ван Гога в Арле, куда он отправляется не столько из-за творческих поисков, сколько для решения материальных проблем. Поездка началась удачно, были созданы произведения, свидетельствующие о сотрудничестве, но все завершилось инцидентом, который мог стать трагическим: разногласия двух художников спровоцировали агрессию у душевно больного Ван Гога, до этого просто страдавшего от одной из разновидностей эпилепсии. Происшествие  закончилось бегством Гогена. Романтически настроенные искусствоведы утверждают, что в декабре в Арле, произошла дуэль из-за женщины, и отличный фехтовальщик Гоген отсек «противнику» рапирой мочку уха.

Отдельные приемы, заимствованные из японской гравюры, находят дальнейшее развитие во время пребывания в Порт-Авене, и художник не прекращает поисков, что особо заметно в «Прекрасной Анжеле», «Желтом Христосе». Одновременно прослеживается и чувство усталости, усиленное душевной тоской – «Здравствуйте, господин Гоген!». Причина этих терзаний – неоцененность таланта и обычная материальная нужда.

Картины Поля Гогена Бретонский период

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Scroll To Top